Как определить износ системы
Признак фатального износа - проскальзывание цепи на передних звездочках. А общий контроль можно осуществлять визуально. Наконец-то мне в руки попала напрочь убитая система и я могу выложить фотографию. Средняя звезда на этой системе абсолютно убитая. Обратите внимание на форму зубьев средней звезды в сравнении с маленькой, которая почти новая.
система прошла около 15ткм
На примере Sram 970 (2007г.) (данная степень износа уже Очень намекает на то, что весьма скоро её придется менять, так сказать железка уже на финальном этапе докатки)
итак:
1. Непосредственное "истощение" зубьев звезды! Естественно звезды кассеты изнашиваются весьма не равномерно (для кассет на 9ск. как правило самый большой износ идет на 3-7 звезду, а две самые малы и самые больший изнашиваются весьма медленно) Тут показан износ зуба на одной из центральных звезд (красным), износ зуба на самой большой звезде (оранжевым) и примерный размер зуба у совсем новой кассеты (зеленым)
2. Образование "Замятостей" (деформация и утоньшение самих зубьев звезды приводит к тому, что цепь начинает заминать края, когда "замятость" становится существенно большой в процессе активного педалирования цепь сама может "срезать ей" и начать процесс заново, а можно и помочь мелким напильником. (основная негативная черта такого рода износа - ухудшения качества четкости переключения скоростей)
3. Появление явной волнообразности. Так же неотъемлемый аспект визуального определения степени износа звезды. (чем больше "выемка между зубьями" отдаляется от половины окружности, тем ближе час выкидывать железку и ставить новую.
Что касательно "сравниловки" Так например (имхо) экземпляр, что на фото если из аспекта "не доводить..." то ему осталось 400-700км., если докатывать почти до разумного конца, то где-то 900-1200км., ну и "потолок" - около 1,5-1,7т.км. (естественно менять эту кассету придется вместе с цепью, которая уже весьма сильно прикатана к этим поеденым временем звездам)
Как снять и поставить систему
Для начала нужно отвернуть болт или гайку, крепящую шатун к оси каретки. Нужна либо головка на 15, либо шестигранник на 8.
Снятие классической системы, сидящей на четырехгранной оси каретки нужно производить с помощью съемника.
Важный момент! Очистите резьбу в шатуне от инородных тел во избежание повреждений резьбы и пролейте чем-нибудь вроде WD-40 соединение шатуна с осью для облегчения снятия.
Нужно ввернуть внешнюю резьбу съемника в корпус шатуна до упора (это как минимум 5-6 ниток резьбы). Будьте внимательны, если у вас алюминиевые шатуны: очень легко сорвать внутреннюю резьбу на шатуне, особенно если вы используете самопальный инструмент. Затем нужно завернуть выжимной болт и шатун снимется с оси.
А установка осуществляется простым закручиванием прижимной гайки или болта, в зависимости от используемого типа каретки. Перед установкой шатунов тщательно очистите от грязи посадочные части оси каретки и шатуна; можно смазать чем-нибудь вроде жидкой графитовой смазки, чтобы не прикипало.
Есть несколько мнений по поводу силы закручивания гайки/болта, крепящего шатун при установке. Я считаю, что "со всей дури" закручивать не стоит, вполне достаточно усилия рук на обычном шестиграннике.
Недавно мне попалась прикрученная "со всей дури" система.. Обломал об нее три хороших шестигранника, скрутить получилось только четвертым, который, впрочем, тоже изуродовался вусмерть. Делайте выводы.
|